Теперь новая проблема. Обязательное трудовое обучение учеников нашей спецшколы предусматривает профессиональную ориентацию в УПК района. Предлагается 14 наименований профессий: и швеи, и повара, и машинистки, но нет языкового — иностранного и музыкального профилей. Я спросила у учителя, когда же дочь сможет заниматься музыкой, если 36 часов в месяц у нее займет УПК? И услышала в ответ, что. если музыка мешает посещать УПК, надо музыкальную школу бросить. Значит, ребенок, шесть лет занимавшийся музыкой, в угоду УПК должен бросать на финише учебу и учиться на повара или швею для «галочки»? Но моя дочь мечтает стать артисткой музыкального профиля, зачем разбивать ее мечту?
Я понимаю, и физподготовка, и УПК — это все нужно. Но нельзя же заниматься уравниловкой, стандартизацией детей? Есть еще и дети, которые и в обычной школе учатся посредственно, ни музыкой, ни спортом — ну ничем не занимаются. Для таких детей УПК — благо. А детей, у которых есть тяга к культуре, не надо заставлять бросать музыкальную школу.
Читательница В. Хитарова ставит под сомнение целесообразность занятий отдельными школьными предметами для всех, без исключения, учеников. Вопрос правомерен и актуален: школа сейчас ищет пути обновления, имея в виду как раз эту цель — учитывать разнообразие ребячьих индивидуальностей, склонностей, интересов и дать возможность эти интересы удовлетворять. Заинтересованный голос родителей здесь как нельзя более кстати.
И тем не менее мое нравственное чувство не позволяет мне полностью стать на позицию автора письма. Я чувствую здесь своеобразный родительский снобизм. Дескать, дочь особенная... К сожалению, такое мнение неединично. Поэтому это письмо позволяет, на мой взгляд, поставить вопрос так: а всегда ли правы родители в своих претензиях к школе?
Скажем, В. Хитарова с удовольствием бы оградила свою способную и очень старательную девочку от уроков физкультуры, ибо оценка за физкультуру портит дочке табель (маме, видимо, более всего важен табель). Но ведь если девочка и посвятит себя музыке, радость и полноту жизни, в том числе и от любимой работы, она ощутит лишь при одном условии — если будет здорова физически.
Сейчас школьным учебным планом предусмотрено два урока физкультуры в неделю в каждом классе — с первого по десятый. «Мало!»— твердим мы многие годы. Необходим хотя бы один урок каждый день — заветная наша мечта, давно ставшая в некоторых других странах реальностью.
Однако и двух уроков в неделю многим родителям кажется много — сколько их, желающих освободить своих детей от бега, прыжков, от... мышечной радости и закалки! Соображения высказываются при этом самые неожиданные, порой совсем уж абсурдные: «тройка» по физкультуре портит красивый ряд «пятерок» в табеле. Из конъюнктурных соображений, из престижных выгод упускается из виду главное. И вот уже и учитель физкультуры такой-сякой, «начал рьяно требовать от детей ловкости и т. д.».
Молодец учитель, который требовал и учил (иначе, какой же он учитель!) прыгать через «козла» девочку маленького роста! Молодец девочка, которая «прыгала сквозь слезы, но прыгала»! И может, «пятерка», которую учитель в конце концов ей поставил, не только способ отвязаться от нервозной мамы, стоящей перед педагогом на коленях, но и награда девочке за труд и старание в единоборстве со злополучным «козлом». И может, когда-нибудь вспомнит девочка этого «козла», которого сначала не могла перепрыгнуть, но все-таки перепрыгнула, и это воспоминание придаст ей уверенности в своих силах.
Асфальтирование и благоустройство территории Свердловской области. Благоустройство территории под ключ по проекту или пожеланию заказчика.